Школа Грайворона Белгородской области новости фото бесплатно программы уроки рефераты разработки учеба тесты советы учителю ученику студенту

Internet Map

 

 

 

Революции

 

Рев.полк

 

НЭП

 

Война

 

После войны

 

 

Новые вехи исторического пути.

Долгое время экономическое благосостояние Грайворона зависело от его выгодного экономического расположения на торговом пути из Сум в Харьков.

В 1910 году строится линия Харьков-Льгов, но она прошла мимо Грайворона. Все это привело к тому, что промышленный подъем, охвативший в конце XIX - начале XX веков юг России почти не затронул уездный город. Он так и оставался административным центром края, да средоточением ремесленного производства и переработки сельскохозяйственной продукции и торговли.

В Грайвороне и пригородных слободах работало несколько промышленных предприятий, они, в основном, были мелкими, полукустарного типа. Так, на мельнице Петренко вырабатывалось в сутки до 150 пудов масла, а на сукновальне – 300 аршин крестьянского сукна.

Вторая мельница принадлежала Королеву и Масленникову. Действовали 10 кожевенных заводов, чаще всего обслуживаемых одной семьей. Такого же типа были и 3 мыловаренных завода и текстильные фабрики Лысенко, Жеребилова и Волкова. Перерабатывались также рога и изготавливались гребни. В уездном центре имелись три экипажных мастерских и две механических. Заводами именовались и заведения фруктовых вод Пономаренко и Добродеева, выпускавшие по 10 ведер напитка в сутки.

С начала века в Грайвороне работала типография Недосекова, а с 1910 года – и типография Руденко, в которой трудились 14 человек. А также 4 фотомастерские! Известно, что в 1910 году в Париже проходила грандиозная фотовыставка, на которой каждый уездный город России был представлен фотографическими открытками, некоторые  них, возможно и работы наших земляков, дошли  до наших дней.

Грайворонская телефонная сеть обслуживала 25 абонентов, правительственные учреждения и самых богатых клиентов (Дмитренко, Чехов, Шатохин и др.).

Ремесленников в Грайвороне было великое множество: портные, картузники и шапошники, колесники, бондари, печники, стекольщики, лудильщики, кожевники, валяльщики, гончары, булочники, маляры, вышивальщики, иконописцы и другие. Они производили товар в одиночку или семьями, конкурируя между собой. Изделия сбывали на ярмарках или скупщикам. Часто ремесленник, взвалив на спину мешок с инструментом, шел по деревням и выполнял заказ  прямо на дому.

Большого искусства достигли местные, особенно замостянские кузнецы. Они не только подковывали лошадей, но и сами делали подковы, гвозди, бороны, замки, путы, топоры и многое другое.

Кузниц насчитывалось свыше сотни, из них не менее 40 в Замостье, там они тянулись по берегу Ворсклы в 4 ряда. Основными покупателями изделий становились крестьяне из окрестных деревень и расплачивались они не деньгами, а большей частью зерном. Часть изделий грайворонских ремесленников через перекупщиков вывозилась на Харьковщину.

Особую категорию среди ремесленников составляли иконописцы или «богомазы», как их называли в народе.

Среди них самые известные – Казаков, Холодченко, Валевахин.

Специализировались они, главным образом, на росписи церквей  и ценились выше других ремесленников. Продолжателем дела талантливого иконописца Валевахина стал его приемный сын Николай Мирошниченко. В молодости Мирошниченко пришлось работать учеником у известного русского художника Васнецова. Под его руководством художник принимал участие в росписи знаменитого Владимирского собора в Киеве. Позже, в 1907 году, Васнецов направил несколько работ Мирошниченко  в Киев, на Всероссийскую выставку, где автора наградили почетным листом «За труд и искусство». Знаменитый художник предлагал Валевахину-младшему постоянную работу в своей мастерской, но Николай поехал в Грайворон, где застрял навсегда. Наверно, совсем по-другому сложилась бы дальнейшая жизнь иконописца, прими он предложение Васнецова.

Самым распространенным и массовым ремеслом было ткачество. Почти в каждом доме, даже зажиточном, имелась своя прялка. Ткали полотно для одежды, как верхней, так и нижней, шерстяные полосы на юбки, дерюжки, мешковину, пряжу для вязания. В этом отношении грайворонские горожане ничем не отличались от сельских жителей.

Городское общество, состоящее из помещиков, купцов и чиновников, собиралось в местном клубе.

Мощными средствами духовного воздействия на прихожан располагала церковь. Для них  были открыты двери Успенского собора, расположенного на центральной Соборной площади на месте нынешней автостанции; в районе современной школы имени Шухова красовалась Троицкая церковь, и третья – ныне действующая – Никольская. Посещению церковной службы придавалось особое значение. Одетые в лучшие, воскресные костюмы члены семьи во главе с хозяином торжественно шествовали в храм, чинно раскланиваясь со знакомыми. Подобные вековые традиции, поддерживаемые церковью, переходили из поколения в поколение.

 

 
 
 

 

 

Вехи XX века

Главная   Легенды   На карте   Природа   Храмы   Архитектура   Символика   Фотогалерея
Древность   Слобода   Уездный   Знатные   Знаменитые   Вехи XX века   Сегодня   Контакты
Сайт управляется системой uCoz