|
|
|
|
|
Новые вехи исторического пути.
Долгое время экономическое благосостояние Грайворона зависело от его выгодного экономического расположения на торговом пути из Сум в Харьков. В 1910 году строится линия Харьков-Льгов, но она прошла мимо Грайворона. Все это привело к тому, что промышленный подъем, охвативший в конце XIX - начале XX веков юг России почти не затронул уездный город. Он так и оставался административным центром края, да средоточением ремесленного производства и переработки сельскохозяйственной продукции и торговли. В Грайвороне и пригородных слободах работало несколько промышленных предприятий, они, в основном, были мелкими, полукустарного типа. Так, на мельнице Петренко вырабатывалось в сутки до 150 пудов масла, а на сукновальне – 300 аршин крестьянского сукна. Вторая мельница принадлежала Королеву и Масленникову. Действовали 10 кожевенных заводов, чаще всего обслуживаемых одной семьей. Такого же типа были и 3 мыловаренных завода и текстильные фабрики Лысенко, Жеребилова и Волкова. Перерабатывались также рога и изготавливались гребни. В уездном центре имелись три экипажных мастерских и две механических. Заводами именовались и заведения фруктовых вод Пономаренко и Добродеева, выпускавшие по 10 ведер напитка в сутки. С начала века в Грайвороне работала типография Недосекова, а с 1910 года – и типография Руденко, в которой трудились 14 человек. А также 4 фотомастерские! Известно, что в 1910 году в Париже проходила грандиозная фотовыставка, на которой каждый уездный город России был представлен фотографическими открытками, некоторые них, возможно и работы наших земляков, дошли до наших дней. Грайворонская телефонная сеть обслуживала 25 абонентов, правительственные учреждения и самых богатых клиентов (Дмитренко, Чехов, Шатохин и др.). Ремесленников в Грайвороне было великое множество: портные, картузники и шапошники, колесники, бондари, печники, стекольщики, лудильщики, кожевники, валяльщики, гончары, булочники, маляры, вышивальщики, иконописцы и другие. Они производили товар в одиночку или семьями, конкурируя между собой. Изделия сбывали на ярмарках или скупщикам. Часто ремесленник, взвалив на спину мешок с инструментом, шел по деревням и выполнял заказ прямо на дому. Большого искусства достигли местные, особенно замостянские кузнецы. Они не только подковывали лошадей, но и сами делали подковы, гвозди, бороны, замки, путы, топоры и многое другое. Кузниц насчитывалось свыше сотни, из них не менее 40 в Замостье, там они тянулись по берегу Ворсклы в 4 ряда. Основными покупателями изделий становились крестьяне из окрестных деревень и расплачивались они не деньгами, а большей частью зерном. Часть изделий грайворонских ремесленников через перекупщиков вывозилась на Харьковщину. Особую категорию среди ремесленников составляли иконописцы или «богомазы», как их называли в народе. Среди них самые известные – Казаков, Холодченко, Валевахин. Специализировались они, главным образом, на росписи церквей и ценились выше других ремесленников. Продолжателем дела талантливого иконописца Валевахина стал его приемный сын Николай Мирошниченко. В молодости Мирошниченко пришлось работать учеником у известного русского художника Васнецова. Под его руководством художник принимал участие в росписи знаменитого Владимирского собора в Киеве. Позже, в 1907 году, Васнецов направил несколько работ Мирошниченко в Киев, на Всероссийскую выставку, где автора наградили почетным листом «За труд и искусство». Знаменитый художник предлагал Валевахину-младшему постоянную работу в своей мастерской, но Николай поехал в Грайворон, где застрял навсегда. Наверно, совсем по-другому сложилась бы дальнейшая жизнь иконописца, прими он предложение Васнецова. Самым распространенным и массовым ремеслом было ткачество. Почти в каждом доме, даже зажиточном, имелась своя прялка. Ткали полотно для одежды, как верхней, так и нижней, шерстяные полосы на юбки, дерюжки, мешковину, пряжу для вязания. В этом отношении грайворонские горожане ничем не отличались от сельских жителей. Городское общество, состоящее из помещиков, купцов и чиновников, собиралось в местном клубе. Мощными средствами духовного воздействия на прихожан располагала церковь. Для них были открыты двери Успенского собора, расположенного на центральной Соборной площади на месте нынешней автостанции; в районе современной школы имени Шухова красовалась Троицкая церковь, и третья – ныне действующая – Никольская. Посещению церковной службы придавалось особое значение. Одетые в лучшие, воскресные костюмы члены семьи во главе с хозяином торжественно шествовали в храм, чинно раскланиваясь со знакомыми. Подобные вековые традиции, поддерживаемые церковью, переходили из поколения в поколение.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Вехи XX века
Главная | Легенды | На карте | Природа | Храмы | Архитектура | Символика | Фотогалерея | |||||||
Древность | Слобода | Уездный | Знатные | Знаменитые | Вехи XX века | Сегодня | Контакты |