Ломакин Гавриил Якимович |
В истории русской музыкальной культуры имя Гавриила Якимовича Ломакина стоит в ряду самых значимых хоровых дирижеров. Его вокальные и хоровые сочинения, аранжировки народных песен по-прежнему представляют большую художественную ценность, а разработанная им методическая система служит большим подспорьем нынешним учителям пения и хоровым дирижерам. Впоследствии выдающийся музыкант, композитор, непревзойденный дирижер Гавриил Ломакин родился в 1811 году в слободе Борисовке в семье крепостного крестьянина Якима Михайловича Ломакина и Евдокии Стефановны, в девичестве Григорьевой. Музыкально одаренный мальчик получил хорошее певческое воспитание в Борисовской капелле и хоре Николаевской церкви, где был солистом. В десятилетнем возрасте его перевезли капеллу графа Дмитрия Николаевича Шереметева в Петербурге. Здесь Гавриил самостоятельно брал уроки игры на скрипке и фортепиано, выучил сотни этюдов, сонаты Бетховена, Вебера, Моцарта, фуги Баха, прочитал множество литературы о творчестве даровитых музыкантов. В 19 лет он становится капельмейстером хора графов Шереметевых. Для обучения певчих музыкальной грамоте и вокалу Ломакин составляет собственные методические разработки; начинается его педагогическая деятельность в Театральном училище. Затем его пригласили работать в привилегированный павловский кадетский корпус, через год – куратором церковного пения во всех столичных военных учебных заведениях, в гражданских государственных и частных училищах и институтах. Воспитанниками Гавриила Якимовича были известный дирижер Юрий Николаевич Голицын, композитор Петр Ильич Чайковский, певица Любовь Ивановна Кармалина. У него учились Александр и Константин Лядовы, будущие знаменитые театральные дирижеры; замечательная певица Анна Воробьева, другие крупные музыканты. Он становится самым популярным учителем пения в Петербурге, входит в среду крупнейших музыкальных и общественных деятелей России середины XIX века. Преобразуя хоровое пение, издает пособия и хоровые аранжировки, выступает как пианист в публичных концертах, снискав себе славу виртуоза. Ломакин изучает иностранные языки, переводит рекомендации крупнейших музыкальных деятелей Европы. При содействии Гавриила Якимовича, благодаря его хормейстерскому таланту, капелла Шереметевых стала лучшей в Петербурге и соперничала с Придворной капеллой. Музыканты первыми в России использовали, помимо духовной, высшие достижения светской хоровой культуры Европы. Успех хора был настолько велик, что Шереметев решил отпустить дирижера на свободу: «Регенту Гаврииле Якимову за старание при исполнении своей обязанности и успехи, оказываемые певческим хором, дал я отпускную на вечную свободу, коего и оставить при занимаемой им должности с производством получаемого ныне жалования и прочего содержания. Сентября 24 дня 1838 года». Это событие произошло как раз в год образования Грайворонского уезда, и исполнилось Гавриилу 27 лет. При нем к концу 50-х годов шереметевский хор достиг наивысшего расцвета. О его концертах с восторгом отзывались выдающиеся певцы того времени Полина Виардо, Луиджи Лаблаш, Ференц Лист. Гениальный русский композитор Михаил Иванович Глинка, с которым наш земляк познакомился еще в 1834 году, вспоминал о работе над оперой «Жизнь за царя»: «…Я тогда познакомился с Гавриилом Якимовичем Ломакиным, который собственным постоянным трудом достиг почетного места между преподавателями музыки и искренне любим и уважаем всеми его знающими; он содействовал моему труду…». Глинку с Ломакиным долгие годы связывали узы дружбы и родства: Гавриил Якимович женился на родственнице композитора Надежде Андреевне Содольской. Главная заслуга этого выдающегося музыканта в том, что он составил 6 учебников по обучению вокально-хоровому искусству, в том числе первых руководств по пению в народных школах. Наиболее интересные из них «Краткие методы пения» и «Руководства к обучению пению в народных школах». В них Ломакин высказывал новую для своего времени мысль о всеобщем обучении начальным певческим навыкам и музыкальной грамоте. Именно с этих работ началось зарождение современных учебников по музыкальной грамоте для общего музыкального просвещения. Большой популярностью у современников пользовались не только его аранжировки духовной музыки, но и собственные произведения – светские вокальные сочинения и несколько пьес для фортепиано. Весьма интересны его песни, романсы, дуэты. Написанные на стихи Кольцова и Лермонтова, Пушкина, Дельвига, они исполняются и по сей день. Сохранился также сборник Ломакина, состоящий из восемнадцати аранжировок народных песен для хоров; они пользуются большим успехом у современных исполнителей. В 1848 году Гавриила Якимовича пригласили на должность главного учителя старейшего русского профессионального хора – Придворной певческой капеллы. Под его руководством она стала гордостью России и лучшей в Европе. В 1857 году Гавриил Ломакин совершил единственную в своей жизни поездку за границу. Здесь он познакомился с лучшими учебными заведениями и исполнительскими коллективами, общался с композиторами, в том числе с Гектором Берлиозом и Ференцем Листом. Вехой в жизни уроженца нашего края стало совместное с композитором М.А.Балакиревым создание в 1862 году Бесплатной музыкальной школы. Она являлась авангардом музыкального просветительства в России, благодаря своему руководителю имела неповторимый национальный стиль в оркестровом и академическом хоровом исполнительстве и пользовалась большой любовью у самых широких кругов публики: от правительства до простого люда. Его достойным преемником на этом поприще стал прославленный композитор Римский-Корсаков. Трагедией оказалось для Гавриила Ломакина закрытие Шереметевыми своей капеллы, совершенствованию которой он посвятил 50 лет жизни. Он тяжело заболевает. Будучи неизлечимо больным, музыкант по просьбе С.Д.Шереметева, Балакирева и Римского-Корсакова подготовил к изданию книгу своих духовных произведений, которые увидели свет в 1883-1885 годах. 21 мая 1885 года Гавриила Якимовича не стало. |