Школа Грайворона Белгородской области новости фото бесплатно программы уроки рефераты разработки учеба тесты советы учителю ученику студенту

Internet Map

 

Яndex


www.yandex.ru

 

 

Заселение

 

Скифы

 

Черняховская

 

Славяне

 

Эдигей

 

 

Заселение нашего края человеком.

Тест 3

Охотничье-рыболовецкая культура.

Пока  лес и степь окончательно не сформировались, до 3 тысячелетия до н.э., вдоль реки Ворскла существовала и процветала охотничье-рыболовецкая культура позднекаменного века.

Люди этой эпохи жили уже не людским стадом, а родами. Каждый род был и хозяйственной единицей – общиной. Их поселения выявлены вдоль реки Ворскла – тогдашнего ее русла на расстоянии 1-3 км. друг от друга: Козинские – первое и второе, Пасики, Щурья гора, Жукова гора, Замостянские – первое и второе,  Грайворонское поселение в районе спортплощадки гимназии №1 и др. На месте этих поселений обнаружены останки людей, орудия труда и керамика ручной лепки.

Наши предки обрабатывали земли с помощью костяных и роговых мотыг, урожай собирали большими ножевидными пластинами, серпами в деревянных и костяных оправах, в которые вставлялись кремневые вкладыши. Зерно размалывали на каменных зернотерках.  Тогда же стала развиваться техника изготовления каменных орудий труда, применяется распиловка и сверление камня, появляется первая глиняная посуда – керамика. Существовали также крупные мастерские по обработке камня. Одна из них находилась на правом берегу Ворсклы, между Дроботовым городищем и Щурьей горой.

Тогда люди жили племенами, которые складывались из матриархальных родов. Каждое племя имело свою территорию, только ему присущий характер хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуры, языка и обычаев.

 

Грайворонщина в эпоху меди и бронзы.

С начала 3 тысячелетия до н.э. в степной зоне нашей страны сформировалась  ямная культура. Она ознаменовала переход от каменного века к медно-бронзовому.

Судя по данным археологии, ямная культура охватила территорию девяти племен от Урала до Дуная. Умерших ямники хоронили в ямах, вырытых в грунте, вглубь до полутора метров. Над погребенным (впервые) стали насыпать курган.

Ямники уже знали примитивное земледелие, но главное их занятие – придомное  пастбищное скотоводство. Они разводили коней и коров, но главным скотом для разведения были овцы. На территории нашего района ямная культура представлена курганами и керамикой.

В начале 2-го тысячелетия до н.э. ямную культуру сменила катакомбная .

Если ямники использовали привозную медь, то катакомбники научились получать бронзу. В нашей местности катакомбная культура не  выражена ярко, остается много поселений с чертами ямной культуры, которая постепенно сливалась с катакомбной, влияя на нее.

Так, в раскопанном на окраине города Грайворона кургане, умерший лежит в позе типичной катакомбникам (ноги и руки поджаты, голова обращена на юг), но помещен просто в яму, а не катакомбу.  Типична для катакомбной культуры керамика, кремниевые наконечники стрел и боевые топоры, но основные изделия уже изготовлены из бронзы.

 Следующая крупная культура эпохи бронзы – срубная. Ни поселения ее, ни погребения на территории района пока не обнаружены. Но типичная для срубников керамика найдена. Однако, нет подтверждения, что эта керамика произведена на месте. Ближайшие поселения этой культуры известны по Донцу. А торговые связи между бассейнами Днепра и Дона через Ворсклу и Грайворонку, далее по реке Уда, к Донцу прослеживаются еще с неолита. Тем более, что налепной валик  на посуде характерен и для сменившей срубников на территории Харьковской, Сумской, Белгородской, Курской областей бондарихинской культуры IXVII веков до н.э.

Говоря о жизни древних людей, необходимо сказать об их верованиях. Как известно, наши далекие предки были язычниками. Они поклонялись многочисленным божествам и духам: небесным светилам, огню, ручьям, рекам, деревьям, животным и т.д. Существовали сложные религиозные обряды с жертвоприношениями, для которых устраивались святилища с алтарями. Остатки одного из таких святилищ сохранились в окрестностях современного Грайворона. В культовых обрядах использовались статуэтки людей и зверей. Женские фигурки делали из глины с примесью зерен пшеницы, так как женщина и пшеница в глубокой древности были символами плодородия.

В эпоху бронзового века  в крае появились более крупные поселения с полуназемными и наземными жилищами. В их постройке применялись дерево и глина. Из вновь образованных поселений  крупнейшим считались Пасики, между современными селами Гора-Подол и Козинкой.  По рассказам краеведов, в до и послевоенный период на этом месте находили в большом количестве изделия древних мастеров из меди и бронзы. В основном – наконечники стрел и копий. В настоящее время на Пасиках, кроме фрагментов керамических изделий, найдены каменный молоток со сверленым отверстием для рукоятки и хорошо обработанный каменный топорик.

 

 
 
 

 

 
Главная   Легенды   На карте   Природа   Храмы   Архитектура   Символика   Фотогалерея
Древность   Слобода   Уездный   Знатные   Знаменитые   Вехи XX века   Сегодня   Контакты

Из глубокой древности

 

 

Сайт управляется системой uCoz